Илья Варламов: Бишкек остановился в своем развитии в 90-х годах

Российский блогер и урбанист Илья Варламов дал интервью, в котором поделился своим мнением о Бишкеке. Ему задали ряд вопросов, которые касались самой столицы Кыргызстана, велодорожек, архитектуры и прочих моментов.

 

Про Бишкек

 

 

Внимание, видео содержит нецензурную лексику!

"Я думаю, это никого не должно обидеть, но город (Бишкек) остановился в своем развитии в 90-х годах. Ничего с ним не происходит. К сожалению, в сегодняшнем Бишкеке гордиться нечем.

Я не имею в виду природу. Какой бы ни была волшебной природа, все-таки это не заслуга людей, которые здесь живут. Их заслуга лишь в том, что ее не засрали. Мы знаем массу примеров, когда люди живут в потрясающих местах, но при этом уничтожают все вокруг себя. Здесь (в Бишкеке), судя по всему, природу не уничтожили: к ней бережно относятся, ее любят и уважают. Это замечательно. Но природа - это не заслуга людей! Она была дана такой, какая есть. Мы можем ей любоваться и как-то охранять. Природу я не ставлю в заслугу, так же как и не ставлю хороших людей в эту категорию. Если мы говорим чисто про город, то гордиться совершенно нечем", - заверил блогер.

Он добавил, что может ошибаться, и попросил жителей города назвать хотя бы пять мест, которые могут изменить его отношение к столице Кыргызстана.

Напишите, что у вас самого крутого в плане городского устройства.

 

Про велодорожки

 

Блогер заявил, что ситуация с велодорожками в городе практически никакая. Он отметил, что лишь в некоторых местах Бишкека присутствуют велодорожки - в частности, на правительственной трассе. Варламов подчеркнул, что хороший асфальт есть только в этой части города, и связывает он это с тем, что по этой дороге проезжает президент.

"Как я понял, асфальт у вас кладут один раз на тротуарах и больше никогда не ремонтируют, потому что тротуары, те, что в центре (еще с советских времен), какие они есть, а здесь (на правительственной трассе) они у вас новые.

И там есть то, что, я так понимаю, у вас называют велодорожкой. Но это не велодорожка. Это полнейшая х*йня и профанация.

Потому что нанести краской на асфальте линию - это не значит сделать велодорожку. К сожалению, я не хочу расстраивать вашего мэра или кто там у вас это придумал, но это не велодорожка.

Качество велосипедной инфраструктуры измеряется не километрами, а грамотными пересечениями. Если вы сделаете хоть один нормальный перекресток, который можно будет пересечь на велосипеде в Бишкеке, тогда и поговорим. А краской нарисовать на дороге велодорожку - много ума не надо.

Велоинфраструктура - это независимая часть инфраструктуры. К сожалению, у вас велодорожек в городе нет", - сказал блогер.

 

Архитектура Бишкека

 

Судя по первой реакции российского блогера на вопрос об архитектуре города, ему сложно было найти более-менее подходящий ответ.

"Начнем с того, что у Бишкека нет истории, как у других городов. Он был основан в 1878 году, если мне не изменяет память, когда он статус города получил. Никаких исторических слоев в плане архитектуры и богатого прошлого, как у других городов, у него просто нет. Вся основная застройка, как и у других городов Средней Азии, велась советскими архитекторами, которые были сюда направлены. И построили они здесь так называемую сталинскую архитектуру - все такое помпезное, богатое и ажурное", - сказал блогер.

Сам Варламов при этом считает такую архитектуру весьма посредственной и дает ей наименование "тоталитарной".

"Тем не менее с точки зрения архитектуры это единственное, что у вас появилось. Все эти ансамбли, парки и бульвары - они довольно качественные. Другой вопрос: что вы это не цените, потому что, вместо того чтобы взять и развивать, ее практически не видно. Она не читается. Там что-то влепили, тут что-то влепили. Там реклама, тут реклама. И все это зарастает как корабль этими ракушками, и ты не видишь этой красоты, которая могла быть", - сказал он.

 

О независимом Бишкеке

 

Блогер также прошелся по "постройкам" за последние 30 лет.

"Я не увидел ни одного объекта, который можно серьезно воспринимать. В массе это второсортное китайское барахло, совершенно безликое.

Самое обидное: оно совершенно не отражает вашей идентичности.

Когда смотришь на очередной жилой комплекс и посмотришь на него вне контекста (представляя, что мы не знаем, в каком мы городе), то на ум приходит любая китайская провинция. Или это может быть Казахстан и Узбекистан. Это какая-то китайщина. Я понимаю, что Китай рядом и это все удобно", - отметил Варламов.

 

О дураках и дорогах

 

Бишкек сейчас находится в таком состоянии: что бы ты ни делал, все будет лучше.

 

"То есть сложно сделать что-то хуже, потому что все не слава богу. Сделай тротуары на проспекте Чуй - положи просто асфальт на тротуаре, и сразу будет порядок. Люди сразу скажут спасибо.

Один раз стоит какому-либо чиновнику взять детскую коляску либо тяжелый чемодан, чтобы просто пройти по городу, и он поймет, насколько это издевательство над людьми. Насколько негуманная среда. Насколько сложно передвигаться по городу, если у тебя нет денег на машину. Нужно понимать, что огромное количество людей не имеют возможности выйти из дома.

И такие проблемы не только у вас, и в других городах тоже, но у вас ситуация хуже", - добавил Варламов.

При этом он уверен, что в мэрии, даже посмотрев запись интервью, ничего не сделают.

"Пока ваши чиновники не начнут пользоваться городом, то изменений не будет. Если ты руководишь городом и не ездишь в общественном транспорте, постоянно, а не на камеру, не ходишь по этим тротуарам, не пользуешься этим городом, ты даже не поймешь, в чем проблема. Хороший пример: дорога, где ездят президент и чиновники, стоит отличный асфальт. Два метра ты от него отступаешь, и там уже п*здец. Люди ходят как акробаты. Там какие-то лужи, там какие-то дыры на дорогах. И это центр города!" - заключил урбанист.